Перед новым годом настает сезон корпоративов. Уважающие себя компании организуют для работников банкеты и застолья. Кто посолидней – арендуют дорогие рестораны, банкетные залы, а то и вовсе театры или пароходы. Кто попроще и поскромнее – могут и в офисе провести. Но суть от перемены места действия не меняется – практически в 99% случаев корпоратив превращается в пьянство и процентах в 80 – еще и в обжорство (последнее несколько реже – некоторые фирмы на столе для сотрудников экономят). Во многих фирмах может быть и несколько мероприятий – с профессиональным праздником совмещают, с окончанием финансового года, с рождеством – а то и просто растягивают одно мероприятие на несколько дней.

Почти половина (47 %) из опрошенных компанией HeadHunter 3,4 тыс. респондентов не хочет идти на новогодний корпоратив с коллегами и начальством. Тем не менее, сообщает пресс-служба компании, только 25 % респондентов действительно не пойдут на праздник. Треть опрошенных признаются, что чувствуют давление при принятии решения, хотя руководство напрямую не заставляет их идти на праздник. Еще 9 % утверждают, что их присутствие на корпоративе обязательно. «Если в большинстве случаев из-за игнорирования вечеринки ничего страшного не произойдет, то иногда работника может ждать неприятный разговор (13 %), выговор (3 %) и даже штраф (3 %)». 22 % опрошенных пойдут на праздник из-за обязательств перед шефом. Такое же количество людей считает подобные мероприятия попросту скучными.
Правило первое, и самое главное: Лучше не пить! Для людей, выпить любящих – это праздник. Вожделенный и ожидаемый. А для людей, негативно относящихся к спиртному – это зачастую мучение. Как ни говори – крайне неприятно находится среди сильно нетрезвых людей, которые под громкую и неприятную тебе музыку ведут себя примерно как свиньи и настойчиво пытаются напоить тебя. Многим трудно в такой ситуации отказаться – и люди вынуждены до скотского состояния напиваться, а после болеть.

Допустим, вы не пьете. Вас пригласили в веселой компании провести вечер, в течение которого алкоголь будет находиться не на последнем месте. В компании же чрезвычайно интересующие вас люди. Первое что приходит в голову убежденному трезвеннику — отказаться. И здесь заключена серьезная ошибка. Подобный отказ будет иметь самые негативные последствия.

Выходит, что вы пренебрегли обществом пригласивших вас. А это худшее, что только можно сделать в подобной ситуации. Между тем, во время застолья, участниками которого являются люди дельные (других мы в этой книге не рассматриваем), откликаться на каждый произнесенный тост опустошением бокала совсем не обязательно.

Главное — поддерживать непринужденный характер общения, и тогда вы можете спокойно попивать любой безалкогольный напиток. Даже в приличном опьянении назойливые участники застолья не создадут неразрешимых проблем, ибо будут не в состоянии запомнить ваши уверенные отказы употребить спиртное. Поэтому можно смело оставлять безо всякого внимания сакраментальные фразы вроде «ты меня уважаешь».

И все же не стоит возводить трезвость в абсолют,потому как с нужными людьми иногда все-таки «полезно» немножко выпить. Ведь приглашение выпить - это естественное желание практически любого русского человека установить неформальный дружеский контакт, который, как вам уже известно, крайне важен.

Проводить свободное время в хорошей компании, употребляя спиртные напитки, это еще и дань традиции, а традиции необходимо уважать. Напиваться, повторюсь,не обязательно, но поддержать компанию стоит.

Правило два: к коллегам противоположного пола не приставать! Даже если вам дают повод. Опять предвидим возражения: она сама, я невиноватый и т.д. Может, она, конечно, и сама. Но вам-то голова на что? Представьте: слухи, хихиканье за спиной. Вам же не нужна репутация ловеласа? Одна молодая преподавательница весьма престижного учебного заведения, встречая в стенах вуза своего почтенного коллегу, доктора, профессора, автора пособий и пр., вот уже несколько лет не может удержаться от смеха, вспоминая, как в командировке тот лез к ней окно в одном нижнем белье, в руке у него были завязанные узлом спортивные штаны, в которых громыхали бутылки. Седовласый, полный чувства собственного величия, надежда отечественной науки никак не мог залезть на подоконник первого этажа и, каждый раз оскальзываясь, выкрикивал ей в высшей степени непристойные предложения. Ему еще повезло, что девушка оказалась не из болтливых. Но ведь не будешь же на следующий день брать подписку о неразглашении? Вот то-то и оно.

Третье правило: Осторожнее с начальством! Некоторые начальники на праздники обожают строить из себя этаких демократичных душек. Ходят по офису, раздавая пластмассовые подарки, отпуская шутки, почерпнутые с сайта анекдотов и пощипывая молодых сотрудниц за филейные части. Пусть вас это не расслабляет, ибо правило три гласит: никакой фамильярности с боссом, даже если он в костюме зайчика. Помните: старший брат вас провоцирует, дабы потом сделать далеко идущие выводы. И конечно, случай из жизни, куда ж без него — теория должна подкрепляться практикой. Программист одной небольшой компании решил поразить коллег, продемонстрировав неожиданные таланты — спеть под гитару частушки собственного сочинения. В своем творчестве он не обошел вниманием и шефа, который, к слову, очень располагал к демократичному общению, был подчиненным эдаким отцом родным. Ну вот наш герой и спел: «Кто-то капнул клей „Момент“ — с креслом ходит президент...» Президент смеялся громче всех, но после праздника талантливый программист отправился искать новую работу — шеф подписал указ о сокращении. Странное совпадение, не правда ли? Теперь, надеемся, программист знает, как вести себя на корпоративе. Вот только будет ли у него возможность эти знания применить?

Правило четвертое: не болтать! Ближе к середине праздника может вдруг показаться, что все люди — братья, в том числе и коллеги. А с кем поделиться личными проблемами, как не с близкими родственниками? Это заблуждение, поверьте! Завтра все опять придут в офис застегнутыми на все пуговицы. Все будет, как всегда, и только на вас будут кидать удивленные и заинтересованные взгляды. Еще бы! Вчера вы поведали удивленной общественности все подробности о своих отношениях с женой и навязчиво выпытывали у дамы из бухгалтерии, сколько лет ее начальнице и правда ли, что та носит парик. Один наш знакомый, приняв на грудь, обсуждал с прекрасной незнакомкой, сколько пластических операций потребовалось жене генерального директора, чтобы в шестьдесят пять выглядеть на тридцать. Где ж ему знать, что незнакомка была родственницей генерального, которая немедленно доложила тетушке о нездоровом интересе к ее внешности со стороны мелкого клерка. Нескромность ему стоила очень дорого. А всего-то надо было знать, как вести себя на корпоративе: не увлекаться дегустацией спиртных напитков (см. правило один).

Надеемся, мы вас не очень запугали? Вы решили проигнорировать мероприятие? А вот это напрасно. Правило номер пять звучит так: не прогуливайте корпоратив, иначе шеф может решить, что вы не хотите участвовать в тим-билдинге (сплочении коллектива на почве синхронного бега в мешках и прочих увеселений) и вообще его не уважаете. Так что идите и помните: вести себя на корпоративе надо так, чтобы не было мучительно стыдно.